Мужчины меньше заботятся о себе и своём здоровье.

Работа по формированию приверженности антиретровирусной терапии ведётся в женской и мужских колониях Самарской области с ноября 2018 года.

За пол года  работы — групповых и индивидуальных занятий с осуждёнными сотрудницы БФ «Вектор жизни» пришли к выводу, что для  мотивации мужчин на лечение и контроль своих заболеваний требуется намного больше ресурса, чем для работы с женщинами. Возможно, это обусловлено социальной ролью женщин, связанной с заботой не только о себе, но и о детях, о семье в целом, то есть с большей ответственностью перед третьими людьми.

Анна, равная консультантка проекта «Формирование приверженности лечению ВИЧ в учреждениях системы исполнения наказания Самарской области с использованием подхода «Равный равному», делится:

Для меня работа в исправительной колонии общего режима ИК-5, в сравнении с женской зоной, более тяжёлая работа.

Мужчины вообще менее заботятся о себе и своём здоровье. А в подобных учреждениях присоединяется полное недоверие ко всему, что предоставляет администрация. Поэтому большинство из ВИЧ-положительных осуждённых отказываются от терапии. Сроки на общем режиме у всех небольшие, поэтому живут иллюзией, что после освобождения начнут АРВТ с «хорошей схемой». Много сил и времени ушло, что бы объяснить, что в рамках УФСИН схемы «хорошие», и составлены они грамотно. Ещё труднее убеждать людей в том, что если ты в этих условиях не начал принимать АРВТ, то после освобождения это будет сделать ещё сложнее. Тут есть режим, определённый контроль за приёмом таблеток.

Так как основная масса заключённых отбывают наказания за преступления, связанные с наркотиками, то очень вероятен возврат к прежнему образу жизни и после освобождения. При таких обстоятельствах соблюсти режим приёма терапии будет сложно. Малая информированность и порой низкий уровень образования — это ещё одна трудность в работе. Много мифов и страхов. Встречаются и диссиденты, которые рассказывают другим, что ВИЧ не существует, а АРВТ убивает.

Если терапию пациенту назначают уже в СИЗО, у многих синдром иммунного восстановления совпадает с абстинентным синдромом (попросту говоря, ломкой), человек винит во всём терапию и отказывается от неё. И это передаётся от заключённого к заключённому.

Но самое тяжёлое для меня — это установить доверительный контакт. Сперва осуждённые приходили только по вызову, без личного желания. Для меня было очень радостно, когда с течением времени я начала видеть их около медицинской части, ожидающих нас или с лекцией, или с индивидуальными консультациями. Конечно, не все начали приём терапии, но начало положено! Работа продолжается и я очень надеюсь, что ситуация будет меняться.

Проект по формированию приверженности лечению ВИЧ-инфекции с подходом «Равный равному» в исправительных колониях Самарской области реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.