Интервью с «разрушительницей мифов»: как после работы с психологом улучшаются анализы.

Психолог проекта Светлана Соколова каждый день видит всю гамму чувств: растерянность, боль, злость, апатия, смирение, обретение себя и нового смысла жизни.

Каждый день на помогает преодолеть сотни страхов и справиться с переживаниями. Светлана Соколова — психолог проекта, которая консультирует людей, живущих с ВИЧ в  исправительных колониях Самарской области.

Эта категория людей подвержена двойному стрессу: на ограниченное пространство, отсутствие свободы и близких людей, которые могли бы поддержать, накладывается диагноз, которого боится весь мир.  Боится по незнанию.

Таким тревожным, беспомощным пациентам  Светлана не просто оказывает психологическую поддержку, она объясняет базовые принципы АРВТ- терапии (антиретровирусной терапии).*

* Это комплексный приём противовирусных препаратов. ВИЧ относится к ретровирусам, и АРВТ-терапия зарекомендовала себя как эффективная схема, позволяющая снизить вирусную нагрузку до нуля. То есть качество жизни ВИЧ-положительных людей практически не отличается от качества жизни ВИЧ-отрицательных: они не могут передать ВИЧ никаким путём, в том числе —половым. Могут естественным образом зачать родить здорового ребёнка.

Одним словом, Светлана Соколова — настоящая разрушительница мифов. Она рассказала о специфике своей работы.

— Зачем вы работаете с заключёнными? Неужели не хватает на воле работы?

Ответ пришёл как-то сам собой, не задумываясь. Для меня важно, чтобы каждый человек выбирал жизнь…, выбирал себя в этой жизни. Мне предостаточно проектов и разных дел в моей жизни и без колоний. Но и на колонии меня тоже хватает. Мой профессиональный опыт психолога доказал уже, что люди меняются…, меняют свои взгляды на жизнь…, меняют свои ценности и приоритеты. В следствии чего меняется их качество жизни. Просто не у всех людей имеется информация о тех или иных вещах. Иногда просто достаточно человека проинформировать и он сам начинает активно действовать.

— И тогда встречный вопрос, а чем отличаются люди в заключении?

Я не берусь их судить за их действия, из-за которых они отбывают наказание. Для меня они в первую очередь люди! И если я выбрала такую специальность, то и людей выбираю без выбора. Нам обозначили задачи, которые мы должны решать в рамках данного проекта. И я решаю их.

— Как вы понимаете, что достигли определённого результата?

А результаты анализов моих клиентов говорят о том, что задачи поставленные решаются…так как анализы улучшаются! А значит все мы остаёмся в выигрыше. И те кто начал выбирать жизнь и АРВТ, и исправительные учреждения, окружение инфицированных… И я, как специалист, в том числе.

Вспоминая свои первые визиты в ИК-15, я не могла сказать с уверенностью,что получится сработать на все 100%.
Были переживания, как воспримут нашу деятельность заключённые, как отнесутся к нашим предложениям. И сейчас, спустя почти год работы, я вижу результаты!

P. S.  Проект «Формирование приверженности лечению ВИЧ в учреждениях системы исполнения наказания Самарской области с использованием подхода  «Равный равному» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.