Закулисье работы с подростками

Работа по формированию приверженности лечения ВИЧ у детей и подростков, поцесс не простой. Кто-то считает, «Да что там возиться, надо говорить так, жить хочешь — ПЕЙ»! Но мы с вами понимаем, что без должного внимания, принятия диагноза, объяснения значимости лечения и знаний заболевания, на долго этой стратегии не хватит. Сегодня мы немного, расскажем вам о работе психолога Елены Елисеевой, с подростками в рамках проекта, «Семья+Я».

В рамках нашего проекта «Семья+Я» я работаю с людьми разных возрастов и наиболее «сложный» возраст — подростковый (от 11 до 18 лет). Подростковый возраст это важный, ответственный и нелегкий этап в жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и об окружающей действительности. Настроение становится неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым. Он колеблется между зависимостью от окружающих и растущей потребностью в самостоятельности, появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков, формируется и завершается сексуальная ориентация подростка, возникают трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма и многое другое.
Именно в такой период своей жизни ко мне на консультацию попал подросток N. Ему 15 лет и у него ВИЧ… У него есть два брата и две сестры, и только он один болен. Для N это огромная несправедливость и он старается не говорить и не думать о болезни, чтоб не причинять себе боль и не быть «белой вороной», но от себя не убежишь, и ему приходится вновь и вновь встречаться с пугающей реальностью.
В связи с тем, что подростку присущи внутренняя противоречивость, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность занимать крайние позиции и придерживаться неожиданных точек зрения, процесс принятия болезни идёт крайне медленно.

Чтобы успешно консультировать его по вопросам, связанным с лечением ВИЧ-инфекции и жизни с болезнью, в первую очередь я установила с ним контакт, выявила потребности подростка, особенности психического состояния, жизненные приоритеты, уровень информированности, готовность и способность к восприятию информации, наличие или отсутствие у подростка интереса к вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией, степень понимания и принятия подростком своей ситуации в связи с ВИЧ-инфекцией, характер отношений в семье подростка, характер ситуации в школе.
Проделано много работы, но о результатах говорить ещё рано, мы находимся в начале большого пути! На данный момент N принимает терапию, но не всегда регулярно; позитивней смотрит на жизнь и свою ситуацию, но бывают и сложные дни…


Залогом успешной работы с подростком является создание атмосферы доверия. Для этого необходимы искренний интерес к подростку и подлинное желание помочь ему. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать.